Психосинтез

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли.


Начиная с 1910г., он последовательно разрабатывал собственную концепцию и практику Психосинтеза, суть которой заключается в определенном подходе к строению и функционированию внутреннего мира человека. Схематично внутренний мир человека был представлен в виде сферы (монады), погруженной в поле коллективного бессознательного (окружающую психическую среду). Оболочка сферы проницаема (как мембрана), что обеспечивает процессы взаимного влияния человека и среды. Внутренний мир человека состоит из низшего, среднего и высшего бессознательного, поля сознания, сознательного «я» (эго) и высшего Я.

Задача психосинтеза — посредством специальных техник помочь человеку глубоко изучить собственную личность (свое бессознательное, свое истинное Я), установить контроль над различными элементами своей личности, выявить свои противоречия, понять себя после постижения своего истинного Я — создать новый, объединяющий его личность центр. Психосинтез заключается в формировании или перестройке личности вокруг нового центра, что в результате позволяет человеку стать хозяином своей жизни, избавиться от психических и соматических расстройств, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, эффективную личность.

Выделяют личностный и духовный психосинтез.

Личностный психосинтез  помогает избавиться от избытка энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры. Такой психосинтез для многих пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.

Духовный психосинтез — более широкий и высокий тип психосинтеза по сравнению с личностным и ориентирован на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего.

Основные этапы психосинтеза и технические приемы:

1. Глубинное познание своей личности (за счет интроспекции – направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических фактов, психологических событий). Познание личности начинается с анализа образов бессознательного.

2. Контроль над различными элементами личности, который достигается с помощью методов разотождествления (преодоление тенденции к отождествлении себя с одной функцией, ролью) и работы с субличностями. Каждая личность, с одной стороны, целостна и уникальна, с другой – многослойна и многолика. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Обучаясь распознавать свои основные субличности (обычно две или три), мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, мы повышаем нашу интеграцию, делая субличности синергистами, а не антагонистами. Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысшему потенциалу, осознать, какое место она занимает в нашей личности. И наконец снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему истинному «Я».

3. Постижение своего истинного «Я» – выявление или создание «объединяющего центра» Я. Сущность постижения истинного «Я» заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, в объединении низшего «я» с высшим «Я».


Психосинтез – формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Этот процесс можно разделить на следующие этапы:

Главной целью психосинтеза является постижение своего истинного Я, достижение на основе этого внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.


Литература:
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика / Р. Ассаджиоли. – М., 1994.
2. Психотерапия: учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов/авт.- сост. Л. П. Маринчева, М. В. Злоказова – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.
2. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. –– СПб.: Питер, 2002.
3. Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия.

^ Наверх